закрыть
Наши специалисты Статьи Диеты Тесты Справочники Объявления Страхование Новости Форум Магазин
На главную Карта сайта Поиск по сайту Написать письмо
  Разделы сайта: 
Медицина PRO
Медицинский портал
 
 НАВИГАЦИЯ
Разное
Акушерство и гинекология
Аллергология
Альтернативная медицина
Доказательная медицина
Ветеринария
Гастроэнтерология, проктология
Генетика
Дерматология и венерология
Здоровье и красота
Иммунология
Инфекционные болезни
Кардиология и кардиохирургия
Лабораторная диагностика
Медтехника и технологии
Наркология
Неврология и нейрохирургия
Онкология и гематология
Организация здравоохранения
Оториноларингология
Официальные документы
Офтальмология
Педиатрия и неонатология
Психиатрия и психология
Пульмонология, фтизиатрия
Радиология и рентгенология
Реабилитология и физиотерапия
Реаниматология и анестезиология
Ревматология
Сексология
Стоматология
Терапия
Судебная медицина
Токсикология
Травматология и ортопедия
Урология и нефрология
Фармакология и фармация
Фундаментальная медицина
Функциональная диагностика
Хирургия
Эндокринология
Страхование

 НОВИНКИ
Your Complete Guide to Facial Cosmetic Surgery
Your Complete Guide to Facial Cosmetic Surgery
все книги
 ПОИСК
   Главная   Новости   Судебная медицина   Патологоанатом – вымирающая профессия
 Новости

29.11.2002

Патологоанатом – вымирающая профессия

   В глазах обывателей работа патологоанатома малопривлекательная и жутковатая: приходишь на службу, а тебя ждут трупы. Частенько им приписывают обязанности судебно-медицинских экспертов, которым достаются все «криминальные тела». В действительности патологоанатомы вскрывают умерших «своей смертью», причем аутопсии (по-гречески «вскрытие») – это лишь меньшая часть их работы.
   «БОЛЬШЕ всего времени занимает работа с биопсийным материалом, – рассказывает патологоанатом, заместитель директора по научной работе НИИ пульмонологии МЗ РФ, доктор мед. наук, профессор Андрей Львович ЧЕРНЯЕВ. – Мы такие же диагносты, как рентгенологи, и такие же клиницисты, как терапевты и хирурги. Большинство людей думает, что мы работаем с трупами, а на самом деле, когда патологоанатом смотрит биопсийный материал, от его заключения может зависеть человеческая жизнь.
   
    Вскрытия, которые считают нашей основной работой, к огромному сожалению, могут вскоре вообще уйти в прошлое. Почему «к сожалению»? До 1990 года мы вскрывали примерно 70% всех умерших. И благодаря этому знали причину смерти и уровень смертности от разных видов патологий. Самое главное, мы могли установить причины ошибок диагностики, и на наших заключениях учились врачи-практики.
   
    В 1991 году Дума приняла закон, по которому вскрытия можно проводить теперь только с согласия родственников. А это грозит полной безнаказанностью для врачей. Больной умер, его похоронили – и все, никаких «от чего?», «почему?» не будет. В Москве после этого приняли подзаконный акт, в соответствии с которым, если с больным после поступления в стационар провели хоть какую-то медицинскую манипуляцию, начиная с постановки подключичного катетера и заканчивая гастроскопией, вскрытие должно проводиться. В некоторых московских больницах благодаря этому подзаконному акту сохранились показатели пятнадцатилетней давности: вскрывают по-прежнему около 70% умерших. А по России число вскрытий уже составляет примерно 25%. Через 5 – 6 лет мы получим полный беспредел, и врачи совершенно не будут бояться совершить ошибку: все равно, если родственники вовремя что-то не заподозрят, никто ничего не докажет.
   
    По отчетам главного патологоанатома Москвы, 36% российских патологоанатомов – старше 60 лет, 15 – 20% – среднее поколение, а молодежи до 30 лет... в Москве, например, 2 – 3%.
   
    Для молодежи эта специальность потеряла свой престиж из-за маленькой зарплаты. В любой другой стране патологоанатом – это вторая по уровню оплаты врачебная специальность после хирурга, потому что на Западе понимают, что без патанатомии нельзя поставить половину диагнозов. В России зарплата у медиков очень маленькая, и это, конечно, не новость. Но у врачей других специальностей кроме оклада есть какой-никакой дополнительный заработок. Больные расплачиваются с докторами если не деньгами, то на уровне «ты меня вылечи, а я тебе машину отремонтирую». Патологоанатом же непосредственно с больным и его родственниками не общается, он для них где-то далеко и абстрактен. Врач говорит им: «Там посмотрят, и я поставлю вам диагноз», а патологоанатом остается вроде бы и непричастным к лечению.
   
    Чтобы хоть как-то выжить, люди работают на 3 – 4 ставки, а это колоссальная нагрузка. За одну ставку патологоанатом должен посмотреть 4000 биопсий за год, то есть по 340 в месяц. Пусть мы перестанем вскрывать, но кто будет исследовать биопсии? За год в одной только больнице их проходит около 40 тысяч. И когда старшее поколение уйдет на пенсию, а мы постареем, работать станет практически некому».
   
    Три вопроса от обывателя
   
    – У патологоанатомов существуют профессиональные суеверия?
   
    – У меня никаких суеверий нет. Но одно можно сказать точно: ни один патологоанатом не будет вскрывать человека, которого знал.
   
    Есть один негласный закон: идешь вскрывать больного туберкулезом – обязательно надо поесть, иначе риск заразиться очень высок.
   
    Если студенты-медики шутят и спорят, кто сможет пообедать рядом с трупом, никто из них точно не станет патологоанатомом. Среди моих коллег такие «развлечения» никого не интересуют.
   
    – Правда ли, что недобросовестные врачи ждут окончания вскрытия под дверью?
   
    – По закону врачи должны всякий раз присутствовать при вскрытии, им незачем прятаться под дверью. Но из реанимации, отделения интенсивной терапии доктора не всегда могут вырваться – в таких случаях они просто просят рассказать потом, что и как. Информация о врачебных ошибках поступает к главному врачу больницы и заведующим отделениями, и они уже решают, как ею распорядиться.
   
    – Как не сходят с ума от специфической работы?
   
    – Когда я стал патологоанатомом, то задавался вопросом: почему я не трогаюсь головой? Пришел к выводу, что существует некая психологическая защита внутри нас. Когда читаешь историю болезни, видишь перед собой живого человека, но перед вскрытием происходит какое-то внутреннее переключение: интересно понять вид патологии и почему это произошло. Мысль работает только в одном направлении: что в основе патологии, сопоставимы ли наши находки с клинической картиной заболевания и как должен звучать патологоанатомический диагноз.
   
    Ни один патологоанатом не будет вскрывать человека, которого знал.
Источник: Aif.ru
 КАЛЕНДАРЬ
 Судебная медицина
22.06.2006  Израиль заменит вскрытие трупов компьютерной аутопсией?
11.08.2004  Муковисцидоз вошел в список перечня заболеваний, препятствующих отбыванию наказания
22.03.2004  След от укуса не является бесспорным доказательством вины
08.11.2003  Академика обвиняют в продаже трупов
16.03.2003  Новая методика для расследования смертей
13.01.2003  Завершается идентификация останков жертв первой чеченской войны
29.11.2002  Патологоанатом – вымирающая профессия
23.11.2002  Расчленителя тел отправят за решетку?
22.11.2002  Гюнтер фон Хагенс провел в Лондоне публичное вскрытие трупа
14.11.2002  В Англии пройдёт первое за 170 лет публичное вскрытие
архив новостей ->

 СТАТИСТИКА
Кодекс этики врачей Рунета
На сайте функционирует система коррекции ошибок Orphus . Выделите текст, содержащий орфографическую ошибку и нажмите Ctrl+Enter.
Письмо с текстом ошибки будет отправлено администратору сайта.
Подписка Каталог Вебмастеру Реклама на сайте
На главную Карта сайта Поиск по сайту Написать письмо
© 2006-14 Медицина PRO. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Разработка сайта - веб-студия «ВебФронт»
Сгенерировано за 0.41 сек