Считается, что с возрастом мозг человека «работает» все хуже и хуже: пожилые люди с трудом запоминают информацию. Однако психологи Гарвардского Университета показали, что стареющий мозг впитывает большее количество информации, чем мозг молодых людей, но делает это медленнее и надежнее, связывая ее с другими явлениями и классифицируя. В американском супермаркете, особенно летом, перед покупателем обычно стоит
выбор - к какому кассиру встать в очередь? К молодому, который подрабатывает на
каникулах, или к старому, который подрабатывает к пенсии. Поскольку я, по старой
памяти, ненавижу любые очереди, то обычно я склоняюсь ко второму варианту.
Пожилые работают медленнее, зато они делают меньше ошибок, в результате обмен
товара на деньги происходит быстрее и надежнее.
Сперва я не придавал значения таким случайным наблюдениям, но недавно выяснилось,
что они имеют под собой и статистические и научные, психологические обоснования.
Дело в том, что сейчас в массовом порядке выходят на пенсию представители самого
многолюдного в американской истории поколения «бэбибумерс». Тут-то и выяснилось,
что найти им смену труднее, чем казалось. Потому такие крупные компании, как,
скажем, гигантская торговая сеть «Уолл-март», заманивает обратно на работу
пенсионеров, предлагая даже рядовым сотрудникам, тем же кассирам, укороченную
неделю и рабочие места во Флориде.
Заинтересовавшись этим фактом, за дело взялась наука, которая решила разобраться,
что происходит с нашим стареющим мозгом – чем он хуже, и чем, что гораздо
интереснее, лучше молодого мозга. Один из авторов исследования сотрудница
кафедры психологии Гарвардского университета Шелли Карсон (Shelley H. Carson)
рассказала о нем корреспонденту Радио Свобода Ирине Савиновой.
– Принято считать, что с годами мозг начинает работать хуже. Исследование,
проведенное в университете Гарвард, показало, что мозг пожилых людей впитывает
большее количество информации, чем мозг молодых людей; делает это медленнее
из-за расширения фокуса внимания, но надежнее, связывая ее по ходу запоминания с
другими явлениями и классифицируя ее в мозгу в связи с последними. Можно ли
считать это мудростью, которая, как всегда верили, приходит с годами?
– Начну с определения, что такое мудрость. Одно из запомнившихся мне определений:
мудрость – это способность воспринимать все шире и глубже. Можно сказать
по-другому: мудрость – это умение использовать собранный за долгие годы
жизненный опыт. Если накопленная информация – знания, а мудрость – умение
организовать эти знания и использовать их, то конечно старость связана с
мудростью. Но с годами далеко не всегда приходит мудрость: она присуща только
стареющему не патологическим, вследствие болезней, а естественным путем мозгу.
– 13% американцев в возрасте от 65 лет страдают от болезни Альцгеймера, но, тем
не менее, ваши исследования показывают, что старики обладают определенным
преимуществом перед молодыми людьми. В каких профессиях это заметно?
– Разумеется, в полагающихся на использование накопленного опыта и знаний
профессиях, предпочтение будет отдано пожилым людям. В числе таких профессий -
адвокатская и судейская, то есть, те, где не требуется техническое образование.
В последние десятилетия стало заметно, как президентами крупных компаний,
профессорами, комментаторами новостей все чаще становятся молодые люди. Это
происходит, возможно, из-за того, что наше общество отдает предпочтение молодо
выглядящим людям и потому, что технологическое развитие нашего общества требует
знаний, накопление и быстрая переработка которых успешнее производится молодыми
людьми.
– Посмотрим на мир политики. Молодой и пожилой президент страны... У кого и
какие есть преимущества?
– Я считаю, что, прежде всего, мозг пожилого человека менее импульсивен, и это
преимущество солидного по возрасту президента, такого, как бывший президент
Рейган или кандидат в президенты от партии республиканцев Маккейн. Также пожилых
людей, политиков в том числе, меньше заботит, что о них думают другие. И,
конечно, не надо забывать об умудренности жизненным опытом. Все это вместе
взятое говорит, что предпочтительней иметь пожилого президента. Молодой же
президент будет скорее склонен вносить изменения в принятый порядок вещей и дел,
он будет спонтанен в вынесении и принятии решений. Но мудрости ему взять
неоткуда. Но тут я не хотела бы приводить в качестве примера участников
проходящей сейчас предвыборной президентской кампании.
– А в чем проявляются недостатки пожилого президента?
– Я могу назвать скорость переработки информации: она действительно замедляется
с возрастом, это заметно на примере одного пожилого кандидата. Но разница скорее
между разными людьми, чем между разными возрастными группами. Другой аспект:
пожилые люди функционируют продуктивнее в более ранние часы суток, чем молодые
люди. В случае президента Рейгана в штате Белого дома были вынуждены принять во
внимание время суток, когда он работал наиболее оптимально, и изменили свое
расписание.
– Творчество и возраст: в какой период жизни люди творят наиболее продуктивно?
– Это зависит от того, каким видом творчества занят человек. Типичными примерами
являются изобразительное искусство, музыка, литература и наука. Заслуженный
профессор отделения психологии университета штата Калифорния в Дейвисе Дин Кит
Саймонтон провел важнейшее исследование творческого процесса на протяжении жизни
человека. Он обнаружил, что человек достигает пика в творческой деятельности в
разный для каждого вида творчества период. Физик-теоретик, как правило,
достигает вершины своего творческого потенциала в молодом возрасте. Примерами
могут служить Эйнштейн и гений-математик Джон Форбс Нэш, ставший героем книги и
фильма «Игры разума». Композиторы, художники и писатели успешнее творят в более
поздний период своей жизни. Но творческий потенциал распространяется по всей
длине жизни. Накопленный же опыт, повторю, способствует не всякому творческому
процессу.
– Где и как обществу лучше использовать стариков?
– Пожилые люди с их накопленными знаниями и опытом становятся прекрасными
консультантами практически во всех родах деятельности человека, где не требуется
базы технических знаний. Другое поле деятельности, где нам просто необходимо
использовать пожилых людей – это преподавание. В Америке ширится движение среди
пожилых людей, безвозмездно предлагающих свой опыт – они становятся наставниками
в учебных заведениях. Но я считаю, что наряду с волонтерской – благотворительной
- деятельностью нужно предлагать ушедшим на пенсию пожилым людям и платные
должности.
– Шелли, о какой старости для себя вы мечтаете?
– Для самой себя и для ваших читателей я желаю старости без болезней. Сама же я
хотела бы все время продолжать учиться. Я веду дневник, куда записываю, что
нового я узнала за каждый день. Не просто новую информацию, а как она изменяет
мое понимание устройства мира. Я хочу внести последнюю запись в день моей смерти.
Состарившись, я хочу ездить по миру, быть ментально и профессионально активной,
взять уроки игры на пианино, подняться на Мачу-Пичу, рисовать акварелью. В
пожилом возрасте у нас появляется свободное время, ненадолго, но все же, мы
можем сделать то, что не успели сделать в молодости, когда торопились выполнять
срочные дела. У нас появится время подумать о том, как приобретенные знания
объясняют смысл жизни.
– Что можно сделать, чтобы наш мозг не слабел со старостью?
– Разные исследования предлагают разные способы поддержания живости ума. Самый
популярный – постоянное получение знаний. Я с радостью отмечаю, что возможностей
продолжить образование в пожилом возрасте становится все больше. Выйдя на пенсию,
многие начинают брать какие-нибудь уроки: рисования, языка, стрельбы из лука,
философии. Но самое главное – это оставаться активными физически. Занимаясь
аэробикой, например, мы питаем мозг кислородом. Правильное питание и отдых как
минимум восемь часов в день – две следующие важные составляющие поддержания
жизнедеятельности клеток мозга и системы нашей памяти. |