В первом полугодии 2006 года отечественные фармацевтические предприятия суммарно выпустили продукции более чем на $1 млрд. 
Это почти на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Тем не менее российские компании по-прежнему продолжают «сдавать» рынок иностранным конкурентам. Рост поставок по импорту в 2006 году существенно (54%) опережает показатель по российскому производству. Однако некоторые позитивные сдвиги все-таки есть.    Последние два года стали знаковыми для российских фармпроизводителей. Было 
создано несколько крупных производственных фармацевтических холдингов – «Биннофарм», 
«Фарм-центр», «Макиз-Фарма». На российский рынок пришла целая армада профильных 
западных инвесторов – Solvay, Servier, Hemopharm и др. В первой половине 
текущего года и государство проявило инициативу: были созданы 
научно-производственные фармацевтические холдинги, включающие в себя несколько 
производственных предприятий и НИИ. Это важный шаг в создании отечественной 
научно-производственной базы для разработки инновационных формул, создания 
собственных высококонкурентных препаратов с уникальными свойствами, которые 
будут востребованы на мировом рынке лекарств. Именно к таким лекарственным 
средствам склоняются в последнее время потребительские предпочтения. Разумеется, 
разработка и вывод на рынок инновационного лекарственного препарата – задача не 
простая и требует значительных финансовых затрат с привлечением сторонних 
инвестиций и профессиональных управленцев.    
    
И все же российская продукция постепенно вытесняется с рынка, отчасти из-за 
неудовлетворительного качества (пока лишь немногие российские предприятия 
провели сертификацию соответствия производственных процессов стандартам GMP*), 
отчасти из-за традиционного ассортимента, у которого имеются десятки и сотни 
конкурентов. Для многочисленных российских предприятий, выпускающих 
препараты-аналоги (дженерики), «замаячила» ещё одна реальная угроза – выпуск 
собственных удешевленных дженериковых версий производителями оригинальных 
препаратов. Пока существует лишь ряд прецедентов (фармацевтический гигант «Пфайзер» 
намеревается выпускать дешевый аналог собственной разработки – «Золофт»; похожие 
действия предпринял «Мерк», значительно снизив цену на статин «Зокор»). Однако 
тенденция может принять массовый характер. В случае если это произойдет, ряд 
российских компаний просто не смогут конкурировать со своими иностранными 
коллегами. Разработчик инновационного препарата сам выйдет на рынок дженериков с 
более низкой ценой, однако с таким уровнем качества, до которого нам еще расти и 
расти. Вариантов выхода из подобной ситуации не так много: в привилегированном 
положении окажутся российские компании, имеющие в ассортиментном портфеле 
оригинальные разработки. Тем же, у кого их нет, следует подумать о заключении 
долгосрочных партнерских соглашений с иностранными производителями на фасовку 
лекарственных средств или активнее работать в направлении стран ближнего 
зарубежья.    
    
Впрочем, в случае введения ряда законодательных ограничений, которые находятся в 
стадии разработки (например, изменения порядка импорта лекарственных средств в 
Россию), работа иностранных компаний в России также существенно усложнится. В 
первую очередь, это касается поставок препаратов в рамках национального проекта 
«Здоровье». Иностранных производителей, заинтересованных в российском 
фармацевтическом рынке, это толкает на принятие активных мер: одни открыли или 
планируют открыть собственные предприятия («Гедеон-Рихтер», КРКА, «Хемофарм», «Сервье»), 
другие приобретают перспективные российские компании («Штада» купила 
нижегородский «Нижфарм», индийская «Ранбакси» – подмосковный «Акрихин»). Похоже, 
что этот процесс продолжится. В числе наиболее «аппетитных», с точки зрения 
приобретения, объектов можно назвать «Отечественные лекарства», «Фармстандарт», 
«Фарм-Центр», «Верофарм», «Макиз-Фарма» и др.    
    
Таким образом, несмотря на снижение рыночной доли, у российских компаний есть 
масса шансов серьёзно укрепить свои позиции на рынке. Необходимо трезво 
оценивать свои возможности, а также подготовиться к законодательным инициативам 
со стороны государства.    
    
Аптеки плетут сети    
Второй квартал текущего года ознаменовался особенно активным развитием розницы 
фармацевтического рынка. Сразу несколько крупных сетевых компаний объявили о 
планах масштабного развития на ближайшие годы. Это касается не только расширения 
территориального присутствия, но и качественных изменений в деятельности 
компаний.    
    
Две крупнейшие по обороту российские аптечные сети – «36,6» и «Ригла» 
(совместный оборот – около $550 млн) – намерены за два года серьёзно увеличить 
количественный состав, примерно до 1000 аптек каждая, а это уже вполне 
сопоставимо с крупными европейскими ритейлерами. Стараются не отставать от них в 
плане развития и сети меньшего размера. Очевидно, что эти действия своевременны, 
ведь европейские игроки всерьёз рассматривают перспективы выхода на российский 
розничный рынок. В самом ближайшем будущем на российском рынке появятся уже все 
три крупнейшие европейские дистрибуторские компании (сейчас мультинациональной 
Alliance Boots принадлежит компания «Аптека-Холдинг»; Phoenix владеет крупным 
пакетом акций компании «Роста», а немецкая Celesio AG претендует на покупку 
крупной аптечной сети «О3»). Посмотрим, удастся ли российским аптечным сетям 
принять вызов западников? Для этого у них имеется достаточно возможностей.  |