В прошедшем 2006 году фармацевтический рынок России развивался высокими темпами. Как и в 2005 году, основным фактором, влияющим на рост фармацевтического рынка, стало государственное финансирование закупок лекарственных средств.    По предварительным данным, емкость фармацевтического рынка РФ в 2006 году 
составила 331 млрд. рублей (на 30 % выше, чем в 2005 году) и 12,2 млрд. долларов 
(на 35% выше, чем в 2005 году). Это второй показатель в мире по темпу роста 
фармацевтического рынка.    
    
Доля государственных закупок ЛС в ДЛО и госпитальном сегменте увеличилась на 70% 
и составила 97,8 млрд. рублей (3,6 млрд. долларов). Средняя стоимость одной 
упаковки по программе ДЛО в 2006 году по сравнению с 2005 годом выросла более 
чем в 2 раза и составила около 320 рублей.    
    
В 2006 году каждый россиянин потратил на лекарства из собственных средств 1150 
рублей    
(или 42 доллара). Тогда как государство на каждого льготника, получавшего 
лекарства по программе ДЛО, потратило в 7 раз больше - порядка 8000 рублей (или 
около 300 долларов).    
    
Основную долю в емкости фармрынка занимают продажи через аптеки готовых 
лекарственных средств (ГЛС) - 49%, в 2006 году их было продано на сумму 163,5 
млрд. рублей (что на 11% выше, чем 2005 году) или 6,02 млрд. долларов (что на 
15% выше, чем 2005 году). При этом в натуральном выражении потребление лекарств 
снизилось на 5% и составило 3,7 млрд. упаковок.    
    
Важно отметить, что несмотря на 9%-ную инфляцию, цены на лекарства выросли всего 
на 1,5%. Вместе с тем россияне стали предпочитать дорогостоящие лекарства их 
более дешевым аналогам.    
    
Лидерами среди производителей лекарств стали SANOFI-AVENTIS, NOVARTIS, 
F.HOFFMANN-LA ROCHE, вместе они занимают 12% рынка. При этом заметно влияние 
государства на позиции некоторых производителей. Благодаря участию в Программе 
ДЛО такие компании как F.HOFFMANN-LA ROCHE, TEVA PHARMACEUTICAL смогли увеличить 
свои продажи в России более чем в 2 раза, а JANSSEN PHARMACEUTICAL - более чем в 
3 раза. Доля государственных программ в общем объеме продаж этих компаний 
занимает свыше 60%.    
    
Вторым по значимости фактором роста рынка стал сегмент парафармацевтики. Его 
доля увеличилась в 2006 году на 37% и составила 64 млрд. рублей.    
    
Учитывая агрессивное региональное развитие крупнейших аптечных сетей, заметно 
растет    
концентрация продаж в аптечном сегменте рынка. Совокупная доля первых 10 
аптечных сетей России составила в 2006 году около 20% (а в 2002 - всего 5%). По 
прогнозам DSM Group, к 2010 году этот показатель составит свыше 60%. Так 
аптечная сеть «36,6» в результате открытия новых аптек и приобретения 
региональных розничных сетей увеличила свое присутствие на рынке до 24 регионов. 
А самой значительной сделкой на аптечном рынке в 2006 году стало приобретение 
Группой компаний «Протек», уже владеющей второй по величине аптечной сетью «Ригла», 
сети аптек «О3», насчитывающей более 140 аптек.     
    
По прогнозам DSM Group, объем фармацевтического рынка России в 2007 году 
составит около    
360 млрд. рублей (14 млрд. долларов).     
    
Приведенная информация основана на результатах ежемесячного розничного аудита 
фармацевтического рынка России, проводимого DSM Grouр (cистема управления 
качеством сертифицирована ISO 9001:2000).  |