|    В четверг в Москве состоялся круглый стол с участием представителей фармацевтической отрасли, посвященный стратегии развития отечественного фармпрома до 2020 года. Правительственная концепция предполагает, что через 12 лет продукция отечественных компаний будет на 80% инновационной и займет более половины рынка РФ.    Однако мнения участников дискуссии о необходимости повсеместного внедрения 
инновационных производств и в особенности относительно участия в процессе 
государства разделились.    
    
Академик РАН Алексей Егоров, представитель Ассоциации российских 
фармпроизводителей Михаил Сорокин и заместитель гендиректора НПО «Микроген» 
Алексей Куприянов полагают, что компаниям требуется мощная поддержка власти. В 
качестве необходимых мер эксперты назвали преференции для отечественных 
компаний, возрождение инфраструктуры, гарантии госзакупок препаратов под 
госпрограммы, упрощенные схемы регистрации, налоговые и таможенные льготы, 
финансовую и статусную поддержку академической науки. При этом эксперты 
согласились с тем, что от одного лишь перечисления необходимых шагов ничего не 
изменится, шансов же получить скорую и адекватную господдержку у отечественного 
производителя крайне мало.     
    
Проанализировав текущее состояние фармпрома и общемировые рыночные тенденции, 
аналитики заключили, что планы государства по возрождению фармацевтической 
промышленности несбыточны. Один из наименее реалистичных пунктов в концепции - 
это создание 200 инновационных препаратов до 2020 года. По статистике, доля 
инновационных препаратов на российском рынке России не превышает 12%. Для 
сравнения: в США она составляет 82%, в Японии - 76%, во Франции - 60%. При этом, 
по словам директора по маркетинговым исследованиям отраслевой аналитической 
компании "Фармэксперт" Давида Мелик-Гусейнова, сегодня в РФ 68 компаний 
производят анальгин, 50 компаний - валидол, 46 - цитрамон. При таком положении 
вещей ни о каких инновациях в массовом масштабе не может быть и речи.    
    
«В этой области у государства слишком много лозунгов и мало рационального 
подхода», - заметил гендиректор компании «Комкон-Фарма» Олег Фельдман. По его 
мнению, в идеале фармацевтическая отрасль должна быть поделена на две сферы: 
снабжение населения необходимыми лекарствами (целесообразнее всего - 
современными дженериками) и развитие инноваций как бизнеса. В этом случае 
инновационные разработки могут быть продуктом для продажи западным компаниям 
(так, например, работает сегодня по западным заказам компания «ХимРар»), а также 
служить базой для создания препаратов, которые будут продаваться на территории 
СНГ. В качестве иллюстрации эксперт привел пример Германии, Польши и Чехии, где 
основу снабжения населения препаратами составляют дженерики - копии оригинальных 
препаратов, вышедших из-под патента. По мнению Олега Фельдмана, рынок все равно 
будет развиваться в сторону, приносящую прибыль бизнесу, сегодня же ни 
инфраструктура, ни кадры, ни количество и качество разработок не предполагают 
создания массовых лекарственных инноваций. Государство, по мнению эксперта, не 
должно быть игроком на этом рынке. «Создавать локальную систему производства 
исключительно инновационных препаратов для России означает принести в жертву 
амбициям и громким лозунгам здоровье населения», - отметил Фельдман. |